Сочи, Лазаревское, ул.Циолковского 4, ТЦ «Бирюза», 3 этаж
Часы работы: 10:00-21:00, телефон: +7 953 074-06-35
Сочи, Лазаревское, ул.Циолковского 4, ТЦ «Бирюза», 3 этаж
Часы работы: 10:00-21:00, телефон: +7 953 074-06-35

Улыбка в искусстве

Что знает каждый художник? Вылепить, написать, нарисовать экспрессию проще всего. Создай воина, шагнувшего вперед, гордо несущего развевающийся флаг, с озверело-упрямым лицом — и тебе поверит зритель. Напиши страдание, мучение — и зритель запереживает, даже твоих огрехов не заметит.

И второе, что знают художники — передать юмор, смех — сложнее всего. Такое, увы, подвластно не всем. А передать так, чтобы зарядить весельем поколения зрителей — это уже самый высокий уровень, как в компьютерной игре — уровень Бога.

И есть, к счастью, голландский «золотой век», который породил множество шутливых картин, передающих радость жизни. Они прекрасны, и теперь в Нидерландах лучшие полотна собрали в тематическую выставку «Смех в искусстве. Юмор в Золотом веке».

В те годы в погоню за неуловимым смехом пускались мастера великие и не слишком, его писали утрехтские караванжисты, бесчисленные мастера галантных сценок, бытописцы кабацкой жизни, его писали Рембрандт, Вермеер и Брауэр.

«Смеющийся мужчина», Рембрандт Харменс ван Рейн
«Смеющийся мужчина», Рембрандт Харменс ван Рейн
«Смеющийся скрипач», Геррит ван Хонтхорст
«Смеющийся скрипач», Геррит ван Хонтхорст

Но лучше всех смех писал великий Франс Хальс. До тридцати лет этот харлемский художник, ученик маньериста Карела ван Мандера, ничем особо известен не был. Да и после тридцати он был славен только портретами. Около трехсот приписываемых ему работ делятся на две группы: заказные портреты и полотна, написанные без внешнего повода. Его заказчиками были бюргеры, дворяне, ученые, стрелковые роты и опекунские советы. Для собственного удовольствия он писал детей, актеров, музыкантов, трактирщиков, рыбаков, нищих… Ему нравилось объединять героев движением, ловить их на незаконченном, размытом жесте.

«Смеющийся мальчик», Франс Хальс
«Смеющийся мальчик», Франс Хальс

Кстати, Хальс был дважды женат, и от обоих браков у него было двенадцать детей. Сыновья Хальса часто позировали отцу, и всегда в их глазах искрился смех, а Хальс писал веселье. Как сегодня любят говорить — счастливое детство, оно у него получалось очень живо — сами видите.

«Курильщик», Франс Хальс
«Курильщик», Франс Хальс

Свободная кисть на этой восьмиугольной деревянной панели захватывает суету интерьера таверны. Сюжет полностью характерен для его менее амбициозных жанровых картин, датированных 1620-ми годами.

«Портрет юнкера Рампа и его возлюбленной», Франс Хальс
«Портрет юнкера Рампа и его возлюбленной», Франс Хальс

За живость кисти ему прощали «недостаточность выделки» и творческое хулиганство — он часто писал без подмалевка, за один-два сеанса, мог небрежно затереть часть фона ладонью, никогда особенно не сосредотачивался на фактуре ткани, давая их лишь намеком (и все равно мало кто так убедительно писал мех, сукно, смятое кружево и полотно).

«Весельчаки на масленице», Франс Хальс
«Весельчаки на масленице», Франс Хальс

Эта картина, принадлежащая кисти еще довольно молодого Хальса и изображающая масленичный маскарад — редкий случай, когда этот художник предоставляет зрителю сюжет. Подобная многословность ему не свойственна, ведь его основной нишей были портреты. Более того, «Масленичная королева» наполнена символами, которые так любила Голландия, и не слишком ценил Хальс — костюмы кавалеров, претендующих на внимание красавицы, сразу сообщают, чего ей от них можно ждать.

«Кормилица с ребенком», Франс Хальс
«Кормилица с ребенком», Франс Хальс

17 век — время, когда дети на картинах окончательно покидают тесную нишу «младенец-Иисус, маленький Иоанн-Креститель и ангелы». Художникам становится интересна детская мимика и пластика, они охотно пишут детей не только в семейных портретах, но и в жанровых сценках, снабжая их умилительными аксессуарами — птичьими клетками, котятами и щенками. Но Хальс и здесь прекрасно обходится без лишних деталей — все, что ему нужно, чтобы зрителю захотелось смотреть на ребенка, это сам ребенок.

«Портрет семьи с детьми на фоне пейзажа», Франс Хальс
«Портрет семьи с детьми на фоне пейзажа», Франс Хальс

Знаменитая хальсовская «Цыганка», как и еще более знаменитая вермееровская «Девушка с жемчужной серьгой» — портрет не заказной. Вероятно, другой голландский художник, превратил бы его в жанровую сценку, добавив «цыганке» кавалера (а то и двух), старуху сводню, или хотя бы несколько монет, поясняющих, сколько стоит ее лукавая улыбка и высоко приподнятые корсажем груди. Но Хальс, как мы уже знаем, немногословен и не любит расширять сюжет нравоучительными подробностями.

«Цыганка», Франс Хальс
«Цыганка», Франс Хальс

Со временем смех хальсовских героев теряет былую радость, как постепенно теряет ее и сам художник. Его дети взрослеют, друзья — стареют, а заказчики, некогда гордые собой и расточительные, скучнеют, скупеют и желают гладкой, серьезной и «хорошо выделанной» живописи. Один из самых знаменитых «смеющихся» портретов Хальса изображает грузную старуху, словно выбравшуюся из страшной сказки.

«Малле Баббе», Франс Хальс
«Малле Баббе», Франс Хальс

Вцепившись правой рукой в начищенную оловянную пивную кружку, она оборачивается через плечо и что-то с ухмылкой говорит невидимому собеседнику. Секундой позже зритель замечает сову, с неподвижностью чучела застывшую на мощном плече женщины. Подпись на портрете гласит «Малле Баббе из Харлема» — и действительно, некая Баббе по прозвищу Малле (сумасшедшая) содержалась в стоящей за городскими стенами богадельне (где в 1642 году окажется и Питер — безумный сын Франса Хальса).

Портрет Малле Баббе нельзя назвать ни смешным, ни забавным, ни хоть сколько-нибудь привлекательным, ее смех веселит только ее саму — но оторваться от нее невозможно. Притягательность этого образа ощущали и другие художники и, несомненно, клиенты — в Нью-Йорке, в музее Метрополитен «живет» еще одна Малле Баббе, созданная, вероятно, учеником Хальса и минимум две Малле Баббе перебирают рыбу на жанровых картинках в духе Адриана Брауэра (некоторое время учившегося у Хальса).

«Малле Баббе», Хан ван Меегерен, 1940
«Малле Баббе», Хан ван Меегерен, 1940

Существует и версия, написанная в XX веке — ее создал знаменитый фальсификатор картин Вермеера Хан ван Меегерен. Создал — и оставил в мастерской, даже не попытавшись состарить для продажи. И это было мудрое решение — в старухе ван Меегерена нет ни движения, ни безумия, ни очарования.