Картины великих художников способны не только восхищать и дарить эстетическое наслаждение, но и вызывать мистический трепет и даже страх. Многие картины мастеров таят в себе загадки. О них наш рассказ.
Талантливо написанные картины всегда вызывают внутренний трепет и восхищение у поклонников живописи. Полотна великих мастеров завораживают и пленяют, поскольку красивые картины пробуждают в душах самое сокровенное, то, что зачастую человек стремится скрыть даже от самого себя. Карл Юнг называл это бессознательным.
Поэтому картины известных художников воспринимаются как таинственные послания, в которых открываются тайны мира. Чтобы их разгадать, нужно быть максимально внимательным к деталям и символам полотен.
Не одно поколение искусствоведов стремится разгадать шифры Иеронима Босха, задумывается над кодом полотен Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, в восторге застывает перед картинами голландцев. Что уж говорить о картинах эпохи модернизма и постмодернизма, где красота, одухотворенность и точность линий уступили место культурным символам, переплетению линий и кубическим формам.
Картины со смыслом Пабло Пикассо и Фриды Кало, Джексона Поллока и Сальвадора Дали открывают трагические и мистические стороны бытия современного человека. Чтобы прочитать их, необходимо обладать обширными знаниями и творческой интуицией.
Предлагаем посетить виртуальную галерею и узнать, какие знаменитые картины художников таят в себе загадки или с какими связаны драматические истории.
Многие заметят, что этот шедевр не совсем картина, а фреска. Однако фреска — то же полотно, только выполненное на сырой штукатурке. Говорить о тайне этой картины начали еще в XIX веке, когда умы аристократии были пленены различными мистическими учениями, в Европе процветали масонские ложи и различные тайные общества. В ХХI веке интерес к фреске возродился благодаря книге Дэна Брауна «Код да Винчи» и сериалу «Демоны да Винчи».
Действительно, это творение величайшего художника эпохи Возрождения содержит много тайных знаков, которые формируют подтекст фрески. В первую очередь следует обратить внимание, что над ее созданием художник трудился три года, до 1498-го (Леонардо явно писал не на сыром грунте — это повод считать «Тайную вечерю» картиной, а не фреской). Композицию заказал дож Венеции Людовико Сфорца — известный повеса, мистик, торговец и интриган.
Понятия верности в семейной жизни были чужды Сфорца, он был неуемным в своих страстях, от чего страдала его набожная супруга герцогиня Беатриче д’Эсте. Несмотря на то, что она была одной из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, Людовико с удивительным постоянством изменял ей с лучшими гетерами Венеции. Только смерть Беатриче заставила Сфорца переосмыслить свои приоритеты и приостановиться в поиске любовных утех. Чтобы увековечить ее память, венецианский герцог заказал «Тайную вечерю» да Винчи.
С этой предысторией связана первая загадка полотна: апостол Иоанн, сидящий по правую руку от Христа, внешне более похож на женщину, чем на мужчину. Так родилась догадка, что это Мария Магдалена — жена Иисуса. Она подтверждалась еще и знаком, который создают наклоны этих двух персонажей. Выходит фигура, которая напоминает сочетание двух треугольников, что в мистических учениях означало связь женского и мужского начал как основы мироздания.
Вторая загадка — образ Иуды. В начале работы над картиной Леонардо очень быстро отыскал натурщика для образа Иисуса. Им стал юноша-певчий из церковного хора. Его красота и благообразность сразили художника. А вот для Иуды натуру пришлось искать почти три года. Однажды в канаве Леонардо увидел опустившегося пьяницу. Он привел его в трапезную и за считанные дни написал антипода Христа. Разговорившись с натурщиком, художник узнал, что жизнь того пошла под откос с момента, когда он позировал для создания образа Иисуса да Винчи. Таким образом, Христос и тот, кто его предал, списаны с одного человека с разницей в три года.
Третья загадка — на картине есть автопортрет Леонардо. Это апостол Фаддей, сидящий вторым справа.
Четвертый код — повторяющаяся цифра три. Присмотритесь к полотну, все персонажи сгруппированы по трое. В этом просматривается символический шифр святой Троицы — Сына, Духа и Бога.
Фреска одного из прославленных мастеров эпохи Возрождения, созданная в XVI веке, изображает Бога, протягивающего руку Адаму. Это четвертый из девяти сюжетов Бытия, которые автор изобразил в Сикстинской капелле. Картина изображает, как Бог вдыхает душу в только что сотворенного человека.
Анатомы установили, что пурпурный плащ Создателя, под которым собраны ангелы, по очертаниям напоминает мозг человека. Микеланджело, как и все художники того времени, предметно изучал анатомию, поэтому прекрасно знал, как выглядит этот орган. Но зачем он его изобразил на картине с религиозным сюжетом?
Искусствоведы предположили, что таким образом прогрессивный художник и мыслитель указывал на то, что движущая и развивающая человека сила — это разум. Помимо этого, есть еще ряд нюансов, на которые следует обратить внимание:
- Поза Адама симметрична позе Бога. Однако первочеловек расслаблен, и только божественный разум способен наполнить его энергией.
- Герои, окутанные плащом Создателя, создают контур человеческого мозга. Причем Микеланджело линиями очертил гипофиз, варолиев мост (передает импульсы от головного мозга к спинному), позвоночные артерии.
Картина — красноречивое послание прогрессивного художника-гуманиста, верившего в могущество человеческого разума.
Картина создана голландским живописцем в середине XVI века. На первый взгляд ее сюжет прост — обычный день на базарной площади. Однако на полотне есть 112 отдельных композиционных составляющих, которые воплощают популярные фразеологические обороты.
Присмотритесь внимательно к изображению и увидите иллюстрации к идиомам: биться головой о стену; привязать дьявола к подушке; вешать колокольчик на кота (неразумный поступок); говорить двумя ртами; жарить селедку ради икринки и пр. Эта картина представляет живой интерес не только для искусствоведов и культурологов, но и для филологов.
Эту картину голландский художник писал на протяжении 11 лет (1636–1647 гг.). На первый взгляд на полотне отображена героиня древнегреческого мифа Даная, которую спрятал в подземелье собственный отец. Причина тому — пророчество, согласно которому царь Аргоса падет от руки своего внука.
«Даная» Рембрандта — это символ мужского непостоянства. Изучая картину, искусствоведы установили, что на безымянном пальце Данаи есть обручальное кольцо, хотя, согласно легенде, она была незамужней барышней, когда ее заточили в тюрьму. К тому же на картине не было золотого дождя, которым пролился Зевс, чтобы зародить в Данае жизнь.
Второй момент, который смутил исследователей, это то, что лицо героини не было похоже на Саскию ван Эйленбюрх — молодую жену Рембрантдта, которая служила моделью для всех его картин 1630-х гг. Тем более это странно, поскольку «Даная» писалась художником для украшения собственного дома. Так кого же вместо жены он запечатлел на полотне?
Ответ был получен в 1950-х гг., когда искусствоведы стали использовать рентген для изучения полотен. Обнаружилось, что первоначально Даная была-таки списана с Саскии, а впоследствии ее образ художник переписал, придав черты кормилицы своего сына Гертье Диркс. После смерти Саскии она стала его любовницей, сожительницей и новой музой.
Не выдержав травли парижского бомонда, Винсент Ван Гог сбегает из столицы Франции. Весной 1888 года он уединяется в маленьком флигельке в Арли, купленном на деньги от наследства. Художник наконец-то обрел свой дом и собственную мастерскую. В Арли он прожил некоторое время в ожидании еще одного парижского беглеца Поля Гогена. Вместе с ним Ван Гог хотел создать братство художников.
Картина «Спальня в Арли», или «Желтая спальня»,— это документальное подтверждение душевной болезни живописца. По ней психиатры могут изучать изменения личности, страдающей шизофренией. Вот на какие знаки следует обратить внимание:
- Насыщенный, а то и навязчивый желтый цвет. Он выглядит неестественно в интерьере спальни. Все дело в наперстянке, с помощью которой Винсент Ван Гог боролся с эпилептическими припадками. Регулярный прием этого лекарства приводит к изменению цветовосприятия. Люди видят мир в желто-зеленом цвете.
- Парность предметов в комнате: два стула, две подушки, два портрета, пара гравюр авторства Ван Гога. Таким образом автор пытался обрести душевное равновесие, справиться с одиночеством.
- Закрытые ставни — символ внутренней замкнутости художника и чувство защищенности.
- Зеркало на стене было куплено Ван Гогом для создания автопортретов. Люди отказывали ему позировать, потому что не воспринимали его картины как творчество.
- Красное одеяло на кровати сыграло драматическую роль в жизни живописца. Во время одного из припадков он отрезал себе мочку уха и, завернувшись в это одеяло, пытался побороть обуявший его страх.
Картина — отображение внутреннего мира художника. В случае с Ван Гогом «Спальня в Арли» — это история его одиночества и сумасшествия.
«Крик» — одна из самых мистических картин ХХ века. Она воплотила предчувствие вселенской трагедии, которое охватило художника во время одной из прогулок. Мунк увидел кровавый закат, полыхавший на небосклоне, и внутренне услышал крик страдания природы. Именно это он и хотел отобразить на своем полотне.
Безволосый человек, по очертаниям напоминающий скелет, широко распахивает рот и в ужасе закрывает уши — так сражает его пронзительный вой природы. Ощущение, пережитое художником и отображенное на полотне, стало пророческим. «Крик» стал символом ХХ века — столетия насилия, войн, жестокости, ненависти к человеку, истязанию окружающей среды.
С картиной связан ряд мистических историй. Так, всех владельцев «Крика» постигало несчастье — разорение, смерть, несчастные случаи. Когда картина попала в музей, несколько работников проявили неосторожность в работе с ней — уронили полотно. Через время один покончил с собой, а другой сгорел в автомобильной катастрофе. Эти несчастья связали с фатальным действием шедевра.
Ученые уверены, что, как и в случае Ван Гога, полотно — воплощение психического расстройства его создателя — Эдварда Мунка.
Аптекарь из Венгрии, увидев пророческий сон, продал аптеку, приобрел все, что необходимо для рисования, и отправился обучаться мастерству у ливанских живописцев. По возвращении на родину в начале ХХ века он представил оригинальную работу — картину «Старый рыбак». Казалось, что в ней нет ничего особенного: публике было невдомек, что такого загадочного в этом полотне. Все дело в подтексте, который не так просто прочитать. Разгадать его удалось только через 50 лет.
Чонтвари писал странные и немного пугающие картины, поэтому они не пользовались популярностью. В результате умер в нищете, а его полотна оказались на помойке. Лишь несколько картин мастера сохранились и оказались в музее города Печа. Среди них был «Старый рыбак». Один из музейных сотрудников додумался использовать зеркало, чтобы раскрыть подтекст шедевра. Оказалось, что если разделить зеркалом картину пополам, тогда образуется два сюжета-антагониста: на первом изображен Бог, плывущий в лодке по спокойному морю, а на втором — дьявол в бушующем море. Вот такая метафора сложности бытия создана венгерским художником.
Это лишь небольшая часть тех знаменитых картин, которые вызывают мистический трепет и поклонение. Восторг, ужас и поклонение вызывают творения Михаила Врубеля, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Густава Климта и Каземира Малевича. Их разгадывают, ими восхищаются, к пониманию их содержания идут годами. Познание загадок великих полотен — это шаг к познанию человека и мира.