Сочи, Лазаревское, ул.Циолковского 4, ТЦ «Бирюза», 3 этаж
Часы работы: 10:00-21:00, телефон: +7 953 074-06-35
Сочи, Лазаревское, ул.Циолковского 4, ТЦ «Бирюза», 3 этаж
Часы работы: 10:00-21:00, телефон: +7 953 074-06-35

Красные кресла Пабло Пикассо

Музы Пабло Пикассо часто позировали испанскому художнику на фоне кресел красного цвета. Цвета страсти, полноты жизни, вина, огня и корриды (сам художник говорил, что, если бы не был живописцем, то стал бы тореадором). Мы попытались разобраться, как связан этот предмет мебели с чувствами Пикассо, и подобрали современные красные кресла, вдохновившись работами мастера кубизма.

«Красное кресло», Пабло Пикассо, 1931
«Красное кресло», Пабло Пикассо, 1931

Черты лица молодой возлюбленной Пикассо, Марии-Терезы Вальтер, узнаваемы на всех его женских портретах начала 30-х годов — прямой «греческий» нос, тяжеловатый округлый подбородок, короткие светлые волосы. В работе 1931 года «Красное кресло» плавными линиями написано кресло, в котором она сидит. Таким образом Пикассо усиливает впечатления от мягкого облика модели и ее спокойного характера и покорности.

Пабло Пикассо, «Женщина в кресле» (1927) и «Женщина в кресле» (1929)
Пабло Пикассо, «Женщина в кресле» (1927) и «Женщина в кресле» (1929)

Здесь Пикассо передает сложные эмоции, «раскладывая» пространство на составные части.

Икона дизайна Fritz Hansen Swan Chair и «Обнаженная в красном кресле» (1932)
Икона дизайна Fritz Hansen Swan Chair и «Обнаженная в красном кресле» (1932)

Подлокотники кресла на картине буквально «зеркалят» мягкие руки модели.

Всю свою жизнь Пабло Пикассо посвятил творчеству. Все его интересы, все мысли и мечты касались исключительно живописи. Каждое событие в жизни художника, каждый человек из его окружения, каждая женщина, дарившая ему свою любовь, и даже обычное кресло, были для него источниками вдохновения.

Кресло Mantellassi Eva и «Женщина в красном кресле (Мария Тереза Вальтер)» (1938)
Кресло Mantellassi Eva и «Женщина в красном кресле (Мария Тереза Вальтер)» (1938)

В работе Гете, посвященной психологии восприятия цветов, красный цвет относится к группе положительных цветов, приносящих бодрость. Кандинский в своих работах по психологии цвета приписывал красному силу, радость, зрелость, энергию. В случае Пикассо красный символизирует энергию сексуальную, творческий порыв, разрушительную страсть.

«Женщина с книгой» (1932) и мягкое кожаное кресло Valdichienti Rossella
«Женщина с книгой» (1932) и мягкое кожаное кресло Valdichienti Rossella

Красный был одним из главных цветов для первобытных общин, играя в их жизни значительную роль. Для них красный цвет, прежде всего, был цветом крови. Его смысл может трактоваться в разных значениях — это и цвет рождения, и, в то же время, цвет убийства. В те времена красный использовался для отпугивания злых духов, оберегов, раскрашивания лиц, обрядов очищения, а также для лечения.

Известно, что Пикассо в 1907 году попадает на выставку примитивного искусства в музее этнографии Трокадеро, которая, как он позже признается, откроет ему истинный смысл живописи. «Все идолы выполняли одну и ту же функцию. Они были оружием. Чтобы помочь людям стать независимыми, чтобы люди не подчинялись духам. Если мы придаем форму духам, мы становимся независимыми. Духи, подсознательное, эмоции — все одно. Я понял, почему я художник. „Авиньонские девицы“ появились, должно быть, в тот самый день. Это был мой первый опыт экзорцизма…». В примитивном искусстве Пикассо открывает смысл искусства современного: воплотить иррациональность мироздания, используя «магию» первобытного ритуала.

Кресло Savio Firmino и «Сидящая женщина, держащая веер» (1908)
Кресло Savio Firmino и «Сидящая женщина, держащая веер» (1908)

Картины Пикассо хранят немало тайн: известно несколько полотен, первоначальное содержание которых кардинально отличается от конечного результата. Эскизы и наброски скрываются под слоем краски, выдают себя под рентгеном, скрываются на обороте картины.

Кресло-честер от Domingo Salotti и «Чтение» (1932)
Кресло-честер от Domingo Salotti и «Чтение» (1932)

Красный — цвет страсти, зеленый — цвет спокойствия и умиротворения, желтый — цвет гармонии в отношениях, белый — цвет надежды, голубой — ожидания чуда.

Пикассо не причислял себя к движению сюрреалистов: он не желал подчиняться их излюбленной фрейдистской концепции о превосходстве бессознательного. Интересно, что красный цвет в психологии означает лидерство, упорство, динамичность, и в то же время жесткость, нетерпимость, разрушение. Красный цвет чаще выбирают властные, вспыльчивые, активные, азартные, уверенные в себе люди. Таким и был Пабло Пикассо.

Классическое кресло Oasis и «Бюст женщины (Дора Маар)» (1938)
Классическое кресло Oasis и «Бюст женщины (Дора Маар)» (1938)

Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины. «Если бы мне было некого любить, я бы влюбился в дверную ручку»,— Пабло Пикассо.

«Женщина с книгой» (1932) и кресло Swan Amberот
«Женщина с книгой» (1932) и кресло Swan Amberот

Пабло Пикассо и Жаклин Рок прожили вместе почти 20 лет до самой его смерти, и за это время он написал около 400 ее портретов. Большинство ее портретов написаны в узнаваемом стиле позднего Пикассо, картина «Жаклин с цветами» — одна из ярких работ этого периода. Чаще всего художник изображал свою вторую жену именно так: в профиль, с огромными миндалевидными глазами и неестественно длинной шеей.

«Жаклин с цветами» (1954) и мебель Savio Firmino
«Жаклин с цветами» (1954) и мебель Savio Firmino

Пабло Пикассо оставил после себя огромное количество полотен, которые входят в список самых дорогих картин мира. Отличительная черта Пикассо — не довольствоваться тем, что можно увидеть глазами, то есть внешней стороной реальности. Он пытливо и глубоко старался рассмотреть, что же спрятано за гранью осязаемого мира.